Доступная среда
В современном обществе создание доступности образовательного пространства - приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…" Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
Родителям важно знать!
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):
- дошкольное воспитание;
- внешкольное воспитание и образование;
- среднее общее образование;
- среднее профессиональное образование;
- высшее профессиональное образование.
Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.
Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.
Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.
Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений.
В детском саду созданы специальные образовательные условия для детей с особыми образовательными потребностями: с нарушением речи, с задержкой психического развития.
Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:
Педагог-психолог:
- организует взаимодействие педагогов;
- разрабатывает индивидуальные маршруты развития ребенка;
- проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
- организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
- повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
- проводит консультативную работу с родителями.
Учитель-логопед:
- диагностирует уровень развития речи;
- составляет индивидуальные планы развития;
- проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
- консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы.
Учитель-дефектолог:
- проводит детальное обследование ребенка, исходя из которого диагностирует уровень психофизического развития, его способности к обучению;
- составляет индивидуальные планы развития;
- проводит занятия (в группе или в индивидуальном порядке), которые направлены на исправление отклонений, развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов и т. д.); развивает коммуникативные способности детей;
- знакомит родителей с особенностями системы коррекционно-педагогической деятельности, раскрывает необходимость уточнения, развития и закрепления достижений и навыков в домашних условиях, обучает конкретным приёмам работы с детьми;
- представляет сравнительные результаты диагностического обследования и динамического наблюдения за развитием ребёнка, координирует совместные действия педагогов и семьи.
Музыкальный руководитель:
- Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
- Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
- Использует на занятиях элементы музыкотерапии, логоритмики и др.
Инструктор по физической культуре:
- Осуществляет укрепление здоровья детей;
- Совершенствует психомоторные способности дошкольников.
Воспитатель:
- проводит занятия по различным видам деятельности, а также по изобразительной деятельности (рисование, лепка, конструирование из различного материала) со всей группой. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
- воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
- организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
- применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
- консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
Предметно-развивающая среда
В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.
При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:
- Принцип развития - Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
- Принцип природособразности воспитания - Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
- Принцип психологической комфортности - Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".
- Принцип взаимодействия - Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
- Принцип доверительного сотрудничества - Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
- Принцип обучения деятельности - Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
- Принцип здоровьесберегающий - Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
Учебные кабинеты - для речевого развития 2 кабинета учителя-логопеда (коррекционные игры, пособия, компьютерные игры, и др.). Для социально-коммуникативного развития: кабинет педагога-психолога (игры по социально-эмоциональному развитию воспитанников, психолого-коррекционные игры, библиотека, интерактивный стол, интерактивный пол, релаксационное оборудование, стол для рисования песком и др.). Для художественно - эстетического развития: музыкальный зал, кабинет конструирования, кабинет изобразительной деятельности. Все помещения, предназначенные для организации образовательного процесса с детьми-инвалидами и лицами с ОВЗ, оснащены различными дидактическими пособиями, которые могут быть использованы в ходе коррекционно-развивающей деятельности специалистов.
Объекты для проведения практических занятий
– Объекты для проведения практических занятий отсутствуют
Библиотека
Библиотека как самостоятельная структурная единица в образовательной организации отсутствует. Библиотечный фонд для обеспечения методической работы и образовательного процесса расположен в методическом кабинете и на рабочих местах педагогов. В методическом кабинете создана библиотека методических материалов и нормативно - правовых документов, которая насчитывает около 2779 наименований, а также произведения детской художественной литературы, периодических изданий дошкольной направленности за последние 5 лет.
Весь книжный фонд МБДОУ можно условно разделен на три части и включает в себя:
Литература для педагогов (методическая и справочная),
Репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия,
Книги для воспитанников: произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОУ, сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей.
Книги совместного пользования.
Электронные образовательные ресурсы.
Методическая литература размещена по областям: «Социально-коммуникативное» развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Справочная литература» (различные энциклопедии, справочники). В библиотеку детской художественной литературы входят произведения, рекомендованные программой, по которой работает МБДОУ. Кроме того, в этот раздел входят сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей.
Спортивные объекты
Объекты спорта - для физического развития имеется один спортивный зал и физкультурная площадка.
Средства обучения и воспитания
Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования:
- "Логомер 2" - 90 интерактивных игр и упражнений для речевого обследования, групповых и индивидуальных упражнений. Производитель программы "Мирсибо"-
- "Логопедическое обследование детей" Акименко В.М. Производитель программы "ВиЭль".
- "NetControl 2" программный комплекс - более 150 различных функций обучения ( шахматная информатика, игры с Lego, рисование и др.), управления, мониторинга. Программное обеспечение предназначено для локальных сетей и адаптировано для сферы образования.
- "АЛМА Дошкольное образование" - образовательные игры, конструктор тестов, уроки для творческой мастерской" используется в 8 группах.
В дошкольном учреждении имеется обширная медиатека, состоящая из развивающих компьютерных игр, презентаций , обучающих фильмов, звуковых файлов, оцифрованных дидактических демонстрационных материалов (репродукции картин художников, тематических картин).
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Автостоянка(места)для инвалидов- имеется.
Пандус с поручнями – имеется.
Адаптированные лифты- отсутствуют.
Раздвижные двери – отсутствуют.
Кнопка вызова персонала – имеется.
Вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне - отсутствуют.
Спецоборудование для массовых мероприятий (звукоусилители) - отсутствуют.
Сурдопереводчик, тьютор - в штате отсутствуют.
Предоставление услуг в дистанционном режиме - не предоставляются.
Специальные условия питания
Специальные условия питания - питание детей - инвалидов организовано за счет субсидий местного бюджета из расчета расходов на организацию питания на одного ребенка в день в режиме полного дня - 180 рублей
Специальные условия охраны здоровья
Специальные условия охраны здоровья - медицинское обслуживание в учреждении осуществляет бюджетное учреждение ХМАО-Югры «Нефтеюганская окружная клиническая больница им. В.И. Яцкив» на основе Договора о сотрудничестве от 17.02.2016. Медицинский блок находится на первом этаже, включает в себя:кабинет приема детей, процедурный кабинет, изолятор, санитарно-гигиеническое помещение.
Доступ к информационным системам
Доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается
Электронные образовательные ресурсы
- "Логомер 2" - 90 интерактивных игр и упражнений для речевого обследования, групповых и индивидуальных упражнений. Производитель программы "Мирсибо"-
- "Логопедическое обследование детей" Акименко В.М. Производитель программы "ВиЭль".
- "NetControl 2" программный комплекс - более 150 различных функций обучения ( шахматная информатика, игры с Lego, рисование и др.), управления, мониторинга. Программное обеспечение предназначено для локальных сетей и адаптировано для сферы образования.
Специальные технические средства обучения
Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования:
- "Логомер 2" - 90 интерактивных игр и упражнений для речевого обследования, групповых и индивидуальных упражнений. Производитель программы "Мирсибо"-
- "Логопедическое обследование детей" Акименко В.М. Производитель программы "ВиЭль".
- "NetControl 2" программный комплекс - более 150 различных функций обучения ( шахматная информатика, игры с Lego, рисование и др.), управления, мониторинга. Программное обеспечение предназначено для локальных сетей и адаптировано для сферы образования.
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернат на балансе ДОУ «Название сада» отсутствуют