Доступная среда

В современном обществе создание доступности образовательного пространства - приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…" Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

Родителям важно знать!
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):

  • дошкольное воспитание;
  • внешкольное воспитание и образование;
  • среднее общее образование;
  • среднее профессиональное образование;
  • высшее профессиональное образование.

Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.

Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.

Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.

Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений.

В детском саду созданы специальные образовательные условия для детей с особыми образовательными потребностями:​ с нарушением речи, с задержкой психического развития.

Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:

Педагог-психолог:

  • организует взаимодействие педагогов;
  • разрабатывает индивидуальные маршруты развития ребенка;
  • проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
  • организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
  • повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
  • проводит консультативную работу с родителями.

Учитель-логопед:

  • диагностирует уровень развития речи;
  • составляет индивидуальные планы развития;
  • проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
  • консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы.

Учитель-дефектолог:

  • проводит детальное обследование ребенка, исходя из которого диагностирует уровень психофизического развития, его способности к обучению;
  • составляет индивидуальные планы развития;
  • проводит занятия (в группе или в индивидуальном порядке), которые направлены на исправление отклонений, развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов и т. д.); развивает коммуникативные способности детей;
  • знакомит родителей с особенностями системы коррекционно-педагогической деятельности, раскрывает необходимость уточнения, развития и закрепления достижений и навыков в домашних условиях, обучает конкретным приёмам работы с детьми;
  • представляет сравнительные результаты диагностического обследования и динамического наблюдения за развитием ребёнка, координирует совместные действия педагогов и семьи.

Музыкальный руководитель:

  • Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
  • Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
  • Использует на занятиях элементы музыкотерапии, логоритмики и др. 

Инструктор по физической культуре:

  • Осуществляет укрепление здоровья детей;
  • Совершенствует психомоторные способности дошкольников.

Воспитатель:

  • проводит занятия по различным видам деятельности, а также по изобразительной деятельности (рисование, лепка, конструирование из различного материала) со всей группой. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
  • воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
  • организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
  • применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
  • консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

Предметно-развивающая среда

В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.

При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:

  • Принцип развития - Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
  • Принцип природособразности воспитания - Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
  • Принцип психологической комфортности - Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".
  • Принцип взаимодействия - Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
  • Принцип доверительного сотрудничества - Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
  • Принцип обучения деятельности - Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
  • Принцип здоровьесберегающий - Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.

Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)

Специально оборудованные учебные кабинеты

Учебные кабинеты - для речевого развития ​2 кабинета учителя-логопеда (коррекционные игры, пособия, компьютерные игры, и др.). Для социально-коммуникативного  развития​: кабинет педагога-психолога (игры по социально-эмоциональному развитию воспитанников, психолого-коррекционные игры, библиотека, интерактивный стол, интерактивный пол,  релаксационное оборудование, стол для рисования песком и др.)​. Для художественно - эстетического развития:  музыкальный зал, кабинет конструирования, кабинет изобразительной деятельности. Все помещения, предназначенные для организации образовательного процесса с детьми-инвалидами и лицами с ОВЗ, оснащены различными дидактическими пособиями, которые могут быть использованы в ходе коррекционно-развивающей деятельности специалистов.

Объекты для проведения практических занятий

 – Объекты для проведения практических занятий отсутствуют

Библиотека

Библиотека как самостоятельная структурная единица в образовательной организации отсутствует. Библиотечный фонд для обеспечения методической работы и образовательного процесса расположен в методическом кабинете и на рабочих местах педагогов. В методическом кабинете создана библиотека методических материалов и нормативно - правовых документов, которая насчитывает около 2779 наименований, а также произведения детской художественной литературы, периодических изданий дошкольной направленности за последние 5 лет.

Весь книжный фонд МБДОУ можно условно разделен на три части и включает в себя:

Литература для педагогов (методическая и справочная),

Репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия,

Книги для воспитанников: произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОУ, сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей.

Книги совместного пользования.

Электронные образовательные ресурсы.

Методическая литература размещена по областям: «Социально-коммуникативное» развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Справочная литература» (различные энциклопедии, справочники). В библиотеку детской художественной литературы входят произведения, рекомендованные программой, по которой работает МБДОУ. Кроме того, в этот раздел входят сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей. 

Спортивные объекты

Объекты спорта - для физического развития  имеется один спортивный зал и физкультурная площадка.

Средства обучения и воспитания

Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования:

- ​"Логомер 2" - 90 интерактивных игр и упражнений для речевого обследования, групповых и индивидуальных упражнений. Производитель программы "Мирсибо"- 

- "Логопедическое обследование детей" Акименко В.М. Производитель программы "ВиЭль".

- "NetControl 2" программный комплекс - более 150 различных функций обучения ( шахматная информатика, игры с Lego, рисование и др.), управления, мониторинга. Программное обеспечение предназначено для локальных сетей и адаптировано для сферы образования.

- "АЛМА Дошкольное образование"  - образовательные игры, конструктор тестов, уроки для творческой мастерской" используется в 8 группах.

В дошкольном учреждении имеется обширная медиатека, состоящая из развивающих компьютерных игр, презентаций , обучающих фильмов, звуковых файлов, оцифрованных  дидактических демонстрационных материалов (репродукции картин художников, тематических картин).

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Автостоянка(места)для инвалидов- имеется.

Пандус с поручнями – имеется.

Адаптированные лифты- отсутствуют.

Раздвижные двери – отсутствуют.

Кнопка вызова персонала – имеется.

Вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне - отсутствуют.

Спецоборудование для массовых мероприятий (звукоусилители) - отсутствуют.

Сурдопереводчик, тьютор - в штате отсутствуют.

Предоставление услуг в дистанционном режиме - не предоставляются.

Специальные условия питания

Специальные условия питания - питание детей - инвалидов  организовано  за счет субсидий местного бюджета  из расчета  расходов на организацию питания на одного  ребенка в день в режиме полного дня  - 180 рублей

Специальные условия охраны здоровья

Специальные условия охраны здоровья - медицинское обслуживание в  учреждении осуществляет бюджетное учреждение ХМАО-Югры «Нефтеюганская окружная клиническая больница им. В.И. Яцкив» на основе Договора  о сотрудничестве от 17.02.2016. ​Медицинский блок находится на первом этаже, включает в себя:​кабинет приема детей,​ процедурный кабинет,​ изолятор,​ санитарно-гигиеническое помещение.

Доступ к информационным системам

Доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается

Электронные образовательные ресурсы

- ​"Логомер 2" - 90 интерактивных игр и упражнений для речевого обследования, групповых и индивидуальных упражнений. Производитель программы "Мирсибо"- 

- "Логопедическое обследование детей" Акименко В.М. Производитель программы "ВиЭль".

- "NetControl 2" программный комплекс - более 150 различных функций обучения ( шахматная информатика, игры с Lego, рисование и др.), управления, мониторинга. Программное обеспечение предназначено для локальных сетей и адаптировано для сферы образования.

Специальные технические средства обучения

Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования:

- ​"Логомер 2" - 90 интерактивных игр и упражнений для речевого обследования, групповых и индивидуальных упражнений. Производитель программы "Мирсибо"- 

- "Логопедическое обследование детей" Акименко В.М. Производитель программы "ВиЭль".

- "NetControl 2" программный комплекс - более 150 различных функций обучения ( шахматная информатика, игры с Lego, рисование и др.), управления, мониторинга. Программное обеспечение предназначено для локальных сетей и адаптировано для сферы образования.

Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Общежитие и интернат на балансе ДОУ «Название сада» отсутствуют

Жилые помещения в общежитии, интернате

Жилых помещений в общежитии, интернате при ДОУ «Название сада» не предусмотрено

Документы

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie